Куликовская битва: как это было на самом деле

Достоверно известно, что Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года и положила конец монгольскому влиянию на Руси.

Чингизид Мухаммед Булак, ставленником которого был Мамай, погиб в сражении, и Мамай утратил легитимность на посту. Престол Золотой орды занял хан Тохтамыш, покончивший с Мамаем.

Однако в остальном сведения о Куликовской битве противоречат археологическим находкам до такой степени, что впору задавать вопрос, было ли вообще сражение на Куликовом поле.

Летописные данные

Первые литературные свидетельства сражения, например «Сказание о Мамаевом побоище», появились через более чем век после самой битвы. Их вряд ли можно считать свидетельствами современников. В остальных летописях битва упоминается вскользь или цитируются ранние источники. Иногда в летописях некоторые факты могут искажаться, и тогда на помощь приходит археология, которая уточняет действительное время или место события. Странность Куликовской битвы состоит в том, что ни одно из письменных свидетельств археологического подтверждения не получило.

Где сражались русские с Мамаем

Место битвы в источниках указывалось достаточно точно, но когда помещик Степан Нечаев, во владениях которого находилось Куликово поле, перекопал его, то не нашел никаких доказательств сражения. Только в 2006 году с помощью геомагнитных методов исследования были обнаружены следы шести прямоугольных траншей, которые с некоторой натяжкой можно было считать братскими могилами.

Исследователи отметили повышенное содержание органики на этих участках, но так и не смогли решить, были это останки людей, или какой-то метод удобрения почвы, или древние скотомогильники. Проблема в том, что так и не были найдены железные наконечники стрел или копий, а также нательные кресты, которые никак не могли разложиться в почве. Так что вопрос с местом битвы остается открытым.

Ближе к истоку реки

Кроме того, там, где Непрядва сливается с Доном, есть ограниченный открытый участок примерно два километра в длину и менее километра в ширину. На нем не могли поместиться сотни тысяч воинов с обеих сторон, так что, надо полагать, или место указано неверно, или число воинов преувеличено. По одной из новых версий древнерусское слово «устье» могло иметь значение «исток».

В этом случае поле битвы должно было находиться на 50 километров в сторону, ближе к истоку Непрядвы, но подобная теория пока не проверена.

Переодевание князя Дмитрия

Накануне битвы князь Дмитрий призвал боярина Михаила Бренока, отдал ему княжескую верхнюю одежду, свой стяг и посадил его на своего коня, а сам стал в ряды обычных ратников. После битвы Бренок был найден убитым, его защищали десятки бояр, и все они полегли в битве. В сражении неприятель первым делом стремился убить полководца, и направлял все силы, чтобы обезглавить войско соперника.

Князь в простой одежде рисковал куда меньше, чем боярин в княжеском кафтане. Но если бы князь не вышел на поле брани, то войско могло бы отказаться воевать. Ведь те времена командующий показывал личный пример ратникам. Столетия спустя поступок князя мог показаться храбрым, но в XIV веке он был, мягко говоря, признаком малодушия.

И многие знамения

Важную роль в сражении сыграла церковь. По дороге к месту брани великому князю Дмитрию явился лик Николая Чудотворца, ставший победным знамением. Благословение Сергия Радонежского на битву получили князь Дмитрий, его воины, а также монахи боярского рода, Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

  1. Собаки против фашистов: как 150 служебных псов остановили немцев
  2. Сколько приходилось тратить королям на войны в Средневековье
  3. Секрет победы русских — кирзачи и портянки! Весь мир поражается, а мы выигрываем!

Эти храбрые иноки не были захоронены вместе с остальными павшими в битве. В XVIII их останки были найдены на территории Симонова монастыря в Москве, а сами монахи канонизированы. В 1382 году в память о славном сражении на том месте, где великому князю Дмитрию явился Николай Чудотворец, был основан мужской монастырь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: